Материал взят, с разрешения автора, из книги Н. Русовой Как писать сочинение, изложение и диктант Н. Новгород: Издательство Деком, 1994. 192 с. Купить книгу. - Каким должно быть сочинение (что вам необходимо для его написания).
- Таблица основных разновидностей тем сочинений, перечень самых частых ошибок и указания возможных способов их исправления.
- Как выбирать тему.
- План основа сочинения, ваш ориентир и помощник.
- Как написать введение.
- Основная часть.
- Как написать заключение.
- Технические мелочи пока вы пишите сочинение.
- Сочинение уже написано.
1. Каким должно быть сочинение (что вам необходимо для его написания) | |
- хорошее знание необходимых по программе художественных и литературно-критических произведений, а также особенностей литературного процесса, биографий писателей, специфики художественных направлений, методов и стилей, некоторых особо примечательных событий литературной жизни;
- понимание эстетической сущности художественного произведения, умение анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы;
- умение логично и доказательно мыслить и излагать результаты своих рассуждений хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении;
- аргументированное высказывание своего собственного отношения к предмету, проявление эстетического вкуса, общей и филологической культуры;
- языковая и стилистическая грамотность.
2. Таблица основных разновидностей тем сочинений, перечень самых частых ошибок и указания возможных способов их исправления
| |
Анализ литературного произведения | Примеры тем | Роман Обломов как энциклопедия русской жизни. | Что требуется | Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость. | Возможные ошибки | Простой пересказ произведения, отсутствие литературоведческого анализа. | Как их избежать | Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство и т. д. | Анализ литературного героя | Примеры тем | Хороший ли человек Обломов? Трагичен ли образ Обломова? | Что требуется | Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения. | Возможные ошибки | Отсутствие литературоведческого анализа. | Как их избежать | Использовать понятия: литературный тип, типический характер, портрет, речевая характеристика и пр. | Монографическая простая | Примеры тем | Образ Штольца в романе Обломов. | Что требуется | Свободное всестороннее описание-рассуждение. | Возможные ошибки | Однобокость анализа. | Как их избежать | Посмотреть на предмет с разных точек зрения. | Монографическая проблемная | Примеры тем | Любовь как трудная школа жизни Обломова | Что требуется | Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме. | Возможные ошибки | Подмена проблемной темы темой простой (не анализируется необходимый аспект предмета). | Как их избежать | Понять существо проблемы, поставленной в заголовке. | Сопоставительная | Примеры тем | Антиподы ли Обломов и Штольц? | Что требуется | Сопоставительный анализ образов, произведений, авторов, проблем и пр., определение их сходств и различий. | Возможные ошибки | Подмена сопоставительной темы двумя монографическими (т. е. дается два последовательных описания без сопоставления) | Как их избежать | Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (главные и второстепенные). Сделать выводы. | Обобщающая | Примеры тем | Лишние люди в изображении русских классиков. | Что требуется | Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах. | Возможные ошибки | Отсутствует связь между предметами рассмотрения. | Как их избежать | Выделить главные признаки обобщения. | Проблемно-обобщающая | Примеры тем | Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! | Что требуется | Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной проблемы | Возможные ошибки | Не раскрывается проблема, заявленная в заголовке. | Как их избежать | Понять существо заявленной проблемы и вести сопоставление. |
|
3. Как выбирать тему
| | Обычно свою тему выбираешь сразу. Но при этом полезно задать себе несколько вопросов:- знаю ли я материал? (полезно разобраться в таблице смотри пункт 2);
- интересна ли мне эта тема?
- понимаю ли я смысл и сверхзадачу темы?
А если вы пишете выпускное или вступительное сочинение, учтите: - есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобном материале?
- успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы)?
- экзамен не место для экспериментов! Выбирайте что-то особо надежное и близкое.
4. План основа сочинения, ваш ориентир и помощник
| |
Итак, тема выбрана. Но не кидайтесь к бумаге. Остановитесь. Положите перед собой часы и минут десять (если вы на экзамене, то не больше) подумайте над выбранной темой! И попутно подберите материал. Скажем, тема ваша рассчитана на анализ одного произведения в этом случае вспомните нужных героев, эпизоды, сцены, привлеките материал для сравнения, высказывания критики. Тема связана с общим разбором творчества писателя обратитесь к его биографии, эпохе, отберите нужные произведения, исторические детали и т. д. и т. п. И когда мысли начнут приходить конспективно их записывайте. Если вы умеете сосредотачиваться через десять минут перед вами будет исписанный листок. С ним-то и нужно провести важнейшую операцию, которая, в случае успешного проведения, обеспечит вам половину успеха, составить план сочинения. Правила составления плана: - При составлении плана должны подбираться четкие, конкретные формулировки. План, в сущности, приближается к конспекту вашей будущей работы и поэтому по нему должно быть ясно, о чем будет ваше сочинение, какова его основная мысль(и), система доказательств ваших идей, наконец, суть ваших выводов.
- В идеале на каждый пункт (подпункт) хорошо составленного плана приходится от двух до пяти предложений сочинения (имеется в виду, конечно, самые мелкие подпункты).
- Помните: существует проверенная формула:
Введение + заключение = 1/3 общего объема сочинения.
5. Как написать введение
| |
Как известно, едва ли не самое трудное это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. - Историческое введение.
Это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто необходимо. Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать. - Аналитическое введение.
Наиболее выигрышное, сразу заявляет о вас как о личности, умеющий логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. - Сравнительное введение.
С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения. - Введение характеристика произведения.
Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. - Лирическое введение.
Универсальным средством остаются введения, увязывающие тему сочинения с вашим личным, жизненным или духовным опытом. (Был со мной такой случай
). - Введение перекличка с современностью.
Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью (В наше время, когда
особенно большую роль играет
). Однако к такому введению следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы, и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным (беспринципным, угождающим современности).
6. Основная часть
| |
Некоторые общие приемы и принципы написания сочинений. - Тема раскрывается с помощью всего сочинения, и основная часть должна включать как минимум два, а лучше три или четыре пункта плана, каждый из которых с разных сторон раскрывает выбранную вами тему.
- Когда вы аргументируете то или иное свое положение, не забывайте о привлечении примеров из текста произведения, о высказываниях критиков, о собственном впечатлении и о других обогащающих изложение моментов.
- Постоянно помните, что вы имеете дело с произведением искусства и, следовательно, должны рассматривать не только его содержание, но и форму. Анализ художественных особенностей разбираемых произведений должен присутствовать практически в любом сочинении.
- Не бойтесь сравнивать! Героя с героем, произведение с произведением, эпоху с эпохой
Это позволит вам направить мысли по неожиданному пути, обнаружить багаж собственных знаний и дополнительно аргументировать выводы. Сравнивать можно и с другими видами искусств живописью, музыкой, кино и т.д., и т.п.
- Не забывайте о таком приеме, как внутренняя полемичность. Попробуйте отстаивать некоторые свои выводы, пользуясь доказательством от противного, споря с воображаемым оппонентом.
- Не стесняйтесь использовать свой собственный опыт, расскажите, если это уместно, о собственных мыслях и переживаниях, а может быть, и поступках, связанных с вашей темой (только не переборщите, все хорошо в меру).
- Не злоупотребляйте цитатами. Цитата должна дополнять, а не иллюстрировать вашу мысль. Далее, прозаический текст лучше передавать своими словами. Что касается стихов, то их цитировать можно, и нужно в большом количестве: и строчки, и строфы, а иногда и целые стихотворения.
- Бойтесь стилевой неоднородности, ложного пафоса, потери чувства меры и юмора, неоправданных лирических отступлений и разговоров с читателем.
7. Как написать заключение
| |
Заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам, что и введение, учитывая, однако, что в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Наиболее часто используются концовки, связывающие выводы сочинения с современностью или личным опытом автора, а также более узко с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя ее к себе и к своему времени. Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим аккордом, еще раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию. 8. Технические мелочи пока вы пишите сочинение
| |
- пишите черновик только на одной стороне листа, оставляя большие поля, чтобы хватило места для вставок и поправок;
- не экономьте бумагу пишите с достаточными для вставок пробелами между строк;
- нумеруйте страницы (а то запутаетесь, и трудно будет корректировать написанное);
- план пусть будет на отдельном листке и все время перед глазами (переписывать его на чистовик не обязательно);
- нумеруйте части черновика в соответствии с планом.
9. Сочинение уже написано
| |
Редактирование, проверка и переписывание ответственнейшее дело! Прежде всего проверьте: - совпадает ли ваше сочинение с планом, нет ли логических перерывов и перекосов; соблюдена ли соразмерность составных частей (может быть, что-то надо убрать, что-то добавить, а что-то переставить в другое место);
- удалось ли вам доказать свои основные идеи; не следует ли отчетливее сформулировать отчетливее сформулировать выводы или привлечь дополнительный материал;
- соблюдено ли такое важнейшее требование, как единство стиля; вполне возможно, кое-где вы злоупотребили восклицаниями, а вот здесь у вас чрезмерно сухой тон; или ваши выводам недостает объективности и весомости;
- ну и, наконец, тщательным образом проверьте сочинение с точки зрения грамотности.
См. также: литература по этой теме; ссылки по этой теме. |