Д. С. Мережковский. (Из статьи Вечные спутники. Гончаров). 1890 г. Для Гончарова на земле все, вся его любовь, вся его жизнь. Он не рвется от земли, он крепко привязан к ней, и, подобно античным поэтам, видит в ней свою родину; прекрасный, уютный человеческий мир он не согласится отдать за звездные пространства неба, за чужие тайны природы
Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти
Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир
Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна
Трагизм пошлости, спокойный, будничный трагизм основная тема Обломова
Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами вот для Гончарова основной трагизм жизни. Гомер в своих описаниях подолгу останавливался с особенною любовью на прозаических подробностях жизни
Такая же античная любовь к будничной стороне жизни, такая же способность одним прикосновением преображать прозу действительности в поэзию и красоту, составляет характерную черту Пушкина и Гончарова. Перечтите Сон Обломова. Еда, чаепитие, заказывание кушаний, болтовня, забавы старосветских помещиков принимают здесь гомеровские идеальные очертания
Кажется, что творец Обломова покидает здесь перо и берется за древнюю лиру; он уже не описывает он воспевает нравы обломовцев, которых недаром приравнивает к олимпийским богам
Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно влияние среды на характер. Он следит, как мягкие степные очертания холмов, как жаркое румяное солнце Обломовки отразилось на мечтательном ленивом и кротком характере Ильи Ильича
Один из основных мотивов Гончарова сопоставление с праздными, нерешительными характерами личностей деятельных, резких, с твердой до жестокости волей
Все замечали, да и сам автор сознается, что немец Штольц неудачная, выдуманная фигура. Чувствуешь утомление от длинных и холодных разговоров его с Ольгой. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком
|