Н. О. Лосский. (Из статьи Характер русского народа). 1957 г. Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского народа. Но в русском народе встречается и обломовщина, та ленность и пассивность, которая превосходно изображена в романе Гончарова Обломов
Человек, стремящийся к идеалу абсолютно совершенного бытия, живущий им в мечтах и зорко подмечающий несовершенства нашей жизни вообще и недостатки собственной деятельности, разочаровывается на каждом шагу и в других людях, и в их предприятиях, и в своих собственных попытках творчества. Он берется то за одно, то за другое дело, ничего не доводит до конца и наконец перестает бороться за жизнь, погружается в лень и апатию. Таков именно Обломов. В юности Обломов мечтал о доблести, деятельности; ему были доступны наслаждения высоких помыслов, он воображал себя полководцем, мыслителем, великим художником
И это не пустые мечты он в самом деле талантлив и умен
Если бы к этому таланту присоединить упорный труд обработки деталей, то он мог бы стать поэтом, дающим законченные художественные произведения. Для достижения этой цели нужно выработать привычку к систематическому труду. Но первые шаги самостоятельной жизни Обломова не содействовали выработке такой привычке
Окончательно опустившись, Обломов иногда плачет холодными слезами безнадежности по светлом, навсегда утраченном идеале жизни
Но Штольц и в это время говорит, что в душе его всегда будет чисто, светло, честно, и после смерти Обломова Штольц вместе с Ольгой вспоминает чистую, как хрусталь, душу покойного
Что же такое обломовщина? Добролюбов объяснил ее влиянием крепостного права и крайне презрительно оценивает характер Обломова; привлекательные черты его души он отрицает и думает, что внесение их в роман есть неправильное изображение действительности
Конечно, крепостное право способствовало распространению обломовщины среди людей, пользующихся плодами крепостного труда, и среди придавленных ими крестьян, однако лишь как второстепенное условие. Гончаров, будучи великим художником, дал образ Обломова в такой полноте, которая открывает глубинные условия, ведущие к уклонению от систематического, полного скучных мелочей труда и порождающие в конце концов ленность
Обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности
астичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опаздывании на собрания, в театр, на условленные встречи. Богато одаренные pyccкие люди нередко ограничиваются только оригинальным замыслом, только планом какой-нибудь работы, не доводя ее до осуществления
|